Недавно руководители КРОО «Осударева дорога» Ю.В. Русанов и А.М. Шелехов были признаны победителями конкурса «100 легенд Карелии» в номинации «Легенды о военных событиях». Конкурс проводился Управлением по туризму Республики Карелия.
Ниже приведен текст заявки-победительницы:
Легендарная «Осударева дорога»
Летом 1702 года, в начале Северной войны России со Швецией (1700-1721), «Осударева дорога» была построена по указу царя Петра I от селения Нюхча на Белом море до селения Повенец на Онежском озере.
Дорога длиной около 170 верст (примерно 190 км) была тайно и быстро проложена под руководством сержанта Преображенского полка Михаила Щепотева по безлюдным местам и непроходимым карельским лесам и болотам тысячами собранных в округе крестьян. Стратегическая цель операции — незаметно для шведов перебросить войска из Архангельска к Ладожскому озеру для того, чтобы овладеть шведской крепостью Нотебург (русское название Орешек) — грозный бастион у истока Невы, закрывающий выход к Балтийскому морю.
«Осударева дорога» является одним из выдающихся военно-инженерных сооружений. По ней был совершен марш-бросок войска и свиты, проведены многочисленные обозы. Общее количество участников похода составило около 9 тысяч человек. Грандиозная военно-транспортная операция продолжалась всего 10 суток. Существует письменные источники, говорящие о том, что по просекам, прорубленным в тайге, по волокам и гатям, сооруженным на болотах, от побережья Белого моря до Онежского озера были протащены два морских судна. По «Осударевой дороге» прошел сам Петр I и многие его ближайшие сподвижники, первые лица российского государства. Наверное, никогда больше в истории Карелии не было подобного правительственного визита в таком составе и в таком количестве. По легенде, перед походом сам Петр I придумал «Андреевский флаг» и освятил его на Соловках. Впоследствии он стал официальным флагом Военно-морских сил России. А десантирование войск с кораблей на мысе Вардия 16 августа 1702 года можно считать днем рождения морской пехоты.
Этот стремительный военный маневр способствовал захвату крепости Нотебург в истоке Невы, что явилось прологом основания Санкт-Петербурга и началом становления «России молодой». В результате этой военной операции Россия получила выход к Балтийскому морю, что дало новый вектор развития страны. В свою очередь, это была и прелюдия к основанию Петрозаводска. Результатом смелой и продуманной стратегической операции, и всей дальнейшей цепи исторических событий стал новый геополитический статус, который обрела Россия на карте Европы.
Таким образом, «Осударева дорога» сыграла значимую историческую роль в судьбе Российского государства. Она, образно говоря, была тем «окном в Европу», которое топорами поморов было прорублено в дремучих карельских лесах. Этот исходный тезис является основой нашего подхода к данному уникальному эпизоду Отечественной истории. Необходимо отметить, что «Осударева дорога» неоднократно в российской истории становилась местом важных событий, объектом внимания руководителей, ученых, писателей как Российской империи, так и современной России.
Начиная с 1993 года, группа исследователей, ученых и энтузиастов при поддержке Русского географического общества, Карельского фонда культуры и местных администраций проводят научно-поисковые экспедиции на территории Беломорского, Сегежского и Медвежьегорского районов Республики Карелия. Создана Карельская региональная общественная организация по проведению научно-исследовательских экспедиций «Осударева Дорога», ею в 2018 году при поддержке Фонда Президентских грантов были проведены молодежная экспедиция и научно-практическая конференция о роли «Осударевой дороги» в истории и культуре России.
Несмотря на трудность обнаружения старинной трассы, всего за 17 экспедиций было выявлено более 20 фрагментов «царской дороги». На них можно увидеть следы земляных работ по устройству дорожного полотна, широкую просеку («трубу») шириной 7-8 метров, убранные с трассы валуны и аккуратно уложенные на обочинах, придорожные каменные туры, установленные строителями «Осударевой дороги». Определены, зафиксированы и обследованы на местности топонимы: мыс Вардия, «Степаниха», ««Государев клоч», «Щепотева гора», «Ветреная гора», «Петров плес», Пулозеро, Коросьозеро, Петровский ям и др. Найдены несколько фрагментов старинных бревенчатых гатей на маршруте легендарной трассы, дендрологический анализ древесины одной из них показал время петровского похода.
Кто видел сохранившиеся до наших дней фрагменты старинной трассы, задаются вопросом: «Почему они не заросли лесом?». В народе даже существует мнение, что Государь дорогу специальным порошком посыпал. Ответ кроется в специфическом таежном пожарном режиме, который способствовал сохранению отдельных фрагментов дороги на суходолах по настоящее время. Согласно исследованиям ученых, катастрофические пожары охватывали северную часть Карелии в среднем один раз в столетие. Помимо этого, за этот же период еще и локальные огненные стихии происходили на этой территории. Это в свою очередь в очередной раз доказывает наше предположение о главенствующей роли пожаров в сохранении коридора трассы «Осударева дорога» на суходолах от зарастания ее древесной и кустарниковой растительностью. По сути дела, огонь уничтожал естественное лесное возобновление на широкой просеке, используя сам коридор как трубу, где возникает мощная тяга. Здесь могла развиваться достаточно высокая температура, о чем свидетельствуют пожарные «шрамы» в комлевой части старых сосен, растущих на обочине исторической трассы. При этом изредка встречаются деревья, где следы позднего пожара накладываются на отметку раннего.
Советские историки представляли строительство и прохождение Петровским войском «Осударевой дороги», как нечто сверхтрудное, связанное с массовой гибелью людей. Однако, пока не обнаружено ни одного письменного источника о человеческих захоронениях. Опрошенные местные жители также не подтверждают информации о жертвах. Строители трассы имели вековой опыт своих предков и были приспособлены к жизни в таежных условиях. На многих участках дороги видно, как они буквально вписывались в складки рельефа, а также разумно использовали окрайки болот, где переувлажненные места сочетались с суходолами. Во-первых, по мокрой настилке было проще перемещать суда; во-вторых, рядом есть лес для заготовки нужных материалов; в-третьих, на сухих местах можно отдохнуть людям и лошадям.
Настоящей тайной «Осударевой дороги» являются 4 земляных кургана, обнаруженные в разных частях трассы. Все они имеют одинаковую форму, хотя и различаются своими параметрами. Внешне они напоминают мавзолей или «просфору». Наибольший курган в высоту около одного метра, сторона нижнего основания достигает 4 метров. Предназначение их неизвестно, как и время появления. Также вызывает вопрос, обнаруженный у обочины легендарной трассы на большой сухой сосне знак, вырубленный тесаком, в виде «Андреевского флага». И еще, также остается загадкой надпись, вырезанная на сосне в 1918 году.
Многолетнее изучение архивных материалов и натурные исследования «Осударевой дороги» позволили лишь приоткрыть некоторые странички захватывающего героического эпизода в военной истории Карелии. Чем дальше продолжаются поиски следов легендарной трассы, тем больше эта тема напоминает некий захватывающий «детективный сюжет»: уж очень много нераскрытых моментов возникает по ходу изучения пути Петра в августе 1702 года. Можно смело утверждать, что «Осударева дорога» является национальным достоянием России и военно-историческим памятником Карелии.
* *
*
Поздравляем КРОО «Осударева дорога» с победой в конкурсе «100 легенд Карелии» и желаем им новых открытий на «Осударевой дороге».